Как замерить заряд батарейки мультиметром
Содержание:
- Как сделать прибор собственными руками
- Особенности диодов
- Показания прибора
- Как можно использовать мультиметр
- Как проверить мультиметр на работоспособность?
- Основные и дополнительные возможности мультиметров
- Этапы процедуры
- Как проверить мультиметром генератор на машине
- Способы проверки
- Ошибка №9 – Замер сопротивления
- Классификация батареек
- Как проверить АКБ
- Использование прибора в автомобилях
- Основные выводы
Как сделать прибор собственными руками
Когда необходимая техника отсутствует, прибор можно сделать самому, посмотрев видео. Из готовых приборов необходимо взять вольтметр, а оставшиеся детали сооружают из подручных средств. Трудности возникнут при расчетах и создании внутреннего сопротивления, для которого потребуется ток.
Подходящим материалом является нихромовая проволока, используемая для создания нагревательных спиралей в электрических плитках. Нихромовые элементы можно заменить металлической полосой из прочих нагревательных устройств.
Для напряжения 12 В показатель тока должен находиться в рамках 80-120 Ампер, а сопротивление – 0,1-0,15 Ом. Прибор для измерения такого сопротивления сложно найти. По этой причине подбирают длину одного элемента и измеряют ток, который он пропускает. После этого совмещают несколько подобных деталей.
Самодельный аппарат делают последовательно:
- Подбирают нихромовую проволоку или нагревательную полосу и измеряют мультиметром до 15 А ток. Элемент должен пропускать 10-12 А.
- Соединяют 10 таких деталей, получая нагрузку в 100-120 А. Проволоку необходимо надежно скручивать.
- Полученный элемент помещают в подходящий корпус и фиксируют в нем. Если коробка небольшая, то проволоку несколько раз сгибают так, чтобы витки не касались друг друга. Параллельное соединение должно быть надежным, что обеспечивается изолирующими цилиндрами, которые устанавливают на изгибы.
- Концы скрутки припаивают к контактам на выходе, а снаружи – к соединительным проводам.
- Подключают вольтметр.
- Крепят на концы соединительного кабеля зажимы, которые потом подсоединяют к аккумулятору.
Когда устройство будет готово, можно проводить измерения в домашних условиях.
Особенности диодов
Стандартный диод представляет собой компонент электросети и выступает в роли полупроводника с p-n переходом. Его строение позволяет пропускать ток по цепи только в одном направлении — от анода к катоду (разные концы детали). Для этого нужно подать на анод «+», а на катод – «-». Из-за такой особенности изделия, при подозрении на предмет поломки, его можно проверить тестером или мультиметром.
Различные виды диодов.
На сегодняшний день в радиоэлектронике существует несколько видов диодов: Виды диодов:
- светодиод. При прохождении электрического тока через такой элемент он начинает светиться в результате трансформации энергии в видимое свечение;
- защитный или обычный диод. Такие элементы в электросети выполняют роль супрессора или ограничителя напряжения. Одной из разновидностей данного элемента является диод Шоттки. Его еще называют как диод с барьером Шоттки. Такой элемент при прямом включении дает малое падение напряжения. В Шоттки вместо p-n перехода применяется переход металл-полупроводник.
Будет интересно Способы проверки транзисторов на работоспособность
Вот небольшая подборка, составленная из конкретных диодов и соответствующих им величин Vf, которые были получены при их тестировании мультиметром. Все диоды были предварительно проверены на исправность.
Таблица замеров характеристик диодов с помощью мультимера.
Если обычные детали и светодиоды используются в превалирующем большинстве электроприборов, то Шоттки – преимущественно в качественных блоках питания (например, для таких приборов, как компьютеры). Стоит отметить, что проверка обычного диода и Шоттки практически ни чем особым не отличается, так как проводится по одному и тому же принципу. Поэтому не стоит беспокоиться по данному вопросу, ведь принцип работы и Шоттки, и обычных диодов идентичен.
Диод Шоттки
Являясь компонентом электронной схемы, такие полупроводниковые элементы довольно часто выходят из строя. Самыми распространенными причинами выхода их из строя бывают:
- превышение максимально допустимого уровня прямого тока;
- превышение обратного напряжения;
- некачественная деталь;
- нарушение правил эксплуатации прибора, установленных производителем.
При этом вне зависимости от причины потери работоспособности выход из строя может быть непосредственно обусловлен либо «пробоем», либо коротким замыканием. В любом случае, если имеется предположение о выходе электросети из строя в зоне полупроводника, необходимо провести его диагностику с помощью специального прибора – мультиметра. Только для проведения таких манипуляций необходимо знать, как проверить диод с его помощью правильно.
Что такое мультиметр
Мультиметр является универсальным прибором, который выполняет ряд функций:
- измеряет напряжение;
- определяет сопротивление;
- проверяет провода на предмет наличия обрывов.
Будет интересно Как сделать регулятор мощности на симисторе своими руками
С помощью этого прибора даже можно определить пригодность батарейки.
Проверка светодиодов в лампе.
Как проверить диод
После того, как мы разобрались с полупроводниками электрической схемы и предназначением прибора, можно ответить на вопрос «как проверить диод на исправность?». Вся суть проверки диодов мультиметром заключается в их односторонней пропускной способности электрического тока. При соблюдении этого правила элемент электрической схемы считается функционирующим правильно и без сбоев. Обычные диоды и Шоттки можно спокойно проверить с помощью данного прибора. Чтобы проверить этот полупроводниковый элемент мультиметром, необходимо проделать следующие манипуляции:
- необходимо удостовериться, что на вашем мультиметре имеется функция проверки диодов;
- при наличии такой функции подключаем щупы прибора к той стороне полупроводника, с которой будет осуществляться «прозвон». Если данная функция отсутствует, тогда переводим прибор с помощью переключателя на значение 1кОМ. Также следует выбрать режим для измерения сопротивления;
- красный провод измерительного устройства необходимо подключить к анодному концу, а черный – к катодному;
- после этого нужно наблюдать за изменениями прямого сопротивления полупроводника;
- делаем выводы о имеющемся или отсутствующем напряжении
После этого прибор можно переключить, чтобы проверить на предмет утечки или высокого замыкания. Для этого необходимо поменять места вывода диода. В таком состоянии также необходимо провести оценку полученных значений прибора.
Показания прибора
Мультиметры представлены аналоговыми моделями и приборами цифрового типа. Все тестеры отличаются по функционалу, а также точности получаемых показаний. Популярные аналоговые мультиметры все данные о выполняемых измерениях показывают стрелкой и шкалой. Работа с таким типом прибора не всегда удобна и требует некоторой сноровки, а кроме всего прочего, стрелочный тестер нужно держать в стабильно зафиксированном положении, что не позволит стрелке «скакать».
Мультиметр Aneng AN8001
В цифровых мультиметрах результаты замеров, а точнее показания, выводятся на удобный ЖК-экран, и имеют вид интуитивно понятных цифровых значений, что исключает ошибки, которые допускают малоопытные мастера при снятии данных.
Такие тестирующие приборы очень просты в эксплуатации, поэтому получили широкое распространение. Стоимость любого измерительного устройства варьирует в зависимости от качественных характеристик, функционала и точности получаемых показаний. Стандартный тестер позволяет произвести замеры тока, напряжения и сопротивления.
Чтобы правильно считывать цифровые данные результатов замеров, нужно помнить, что при диапазоне измерений 200mV показатели на экране составляют «1», при 2,0V — «1,607», величины 20V соответствует уровень «1,60», а 200V — «1,6».
Большой и маленький тестер
Отсутствие правильных показателей на приборе, может свидетельствовать об употреблении разряженных батарей питания, недостатка активности пользователя и переводе тестера в режим «экономный», неправильном подключении щупов, выходе из строя плавкого предохранителя, а также установке переключателя в ошибочный режим. При необходимости следует выполнить подстройку выбора диапазона ручным способом.
Как можно использовать мультиметр
С помощью мультитестера можно измерить батарейку Мультиметр – это профессиональный инструмент, использующийся для измерения характеристик электронных компонентов, проверки напряжения и силы тока, поиска короткого замыкания. Они используются в промышленности, электротехнике, при проведении ремонтных работ. В настоящее время преимущественно используются цифровые мультитестеры, с них мы и начнем.
С помощью мультитестера можно измерить батарейку или аккумулятор от телефона, определить полярность светодиода, измерить ток и напряжение в розетке. Мультиметр имеет несколько режимов работы, которые включаются для проверки того или иного параметра.
Управление мультиметром
Наиболее распространенный вариант интерфейса устройства можно рассмотреть на примере модели dt 830. Он представляет собой прямоугольный корпус с дисплеем и ручкой, переключающей режимы. В комплекте также идут два щупа – красного и черного цвета, при помощи которых и производится измерение. Они подсоединяются к нужному компоненту. На экране высвечивается измеренная величина.
Положения переключателя разделены на блоки. К ним относятся:
- выключатель прибора On/Off;
- вольтметр для измерения постоянного напряжения DCV (измеряется от 200 милливольт до 1000 В);
- вольтметр для измерения переменного напряжения ACV (от 100 до 750 В);
- амперметр DCA (диапазоны – от 0 до 200 мкА, 2000 мкА, от 0 до 20 мА, 200 мА;
- участок амперметра для измерения больших постоянных токов 10 А;
- измерение транзисторов hFe (для подключения транзисторов есть специальные разъемы с буквами Е – эмиттер, В – база, С – коллектор);
- блок проверки диодов;
- проверка сопротивления Ом (от 0 до 200, 2000 Ом, от 0 до 20, 200 или 2000 кОм).
В более поздних моделях есть возможность определения температуры и звуковая прозвонка цепи.
Питание
Питание осуществляется от батарейки. По разъему для включения можно судить о качестве сборки. В надежном и качественном устройстве подключение батарейки происходит через разъемы для кроны. Дешевые мультиметры оснащаются обычными пружинами.
Для подключения щупов есть несколько разъемов. Выбор нужного зависит от проверяемой величины. Если подключить провода неправильно, тестер может перегореть. Черный щуп устанавливается в разъем COM (общий), красный – в другой нужный выход. При необходимости щупы можно заменить на более качественные.
Мультиметры классифицируются по точности измерений. Самыми простыми являются устройства с разрядностью 2,5 – они дают точность в 10%. В настоящее время самыми используемыми считаются мутильтестеры с точностью измерения 1%.
Купить мультиметр
В любом магазине с электрикой можно без труда найти с десяток разных моделей тестеров. Приведем несколько ссылок на неплохие модели разных ценовых диапазонов на всем известном сайте.
Недорогой мультиметр ANENG A830L от 200 рублей! | Цифровой мультиметр UNI-T UT61E True rms +USB voltage and current monitor | Качественный и недорогой мультиметр MESTEK DM90 |
Как проверить мультиметр на работоспособность?
Чтобы проверить работоспособность мультиметра, как правило, требуется выполнить следующие действия:
- Установить щупы на режим проверки сопротивления (R). При этом черный провод должен быть вставлен в разъем “COM” или “-”, а красный – в разъем “Ом” (Ω), или “омега”.
- Перевести большой дисковый указатель в положение “прозвонка”.
- Совместить металлические концы щупов друг с другом.
После этих действий должен раздаться пронзительный звуковой сигнал. Если звука нет, значит, мультиметр нерабочий и не годится даже для проверки исправности проводки.
Основные и дополнительные возможности мультиметров
Если раньше в свободной продаже имелись приборы, способные замерить силу тока и напряжение, то современные модели имеют расширенный функционал. С его помощью не нужно производить расчетов, достаточно лишь воспользоваться тестером и снять показания.
Именно по причине многофункциональности вопрос как пользоваться прибором для тестирования стает особенно остро.
Ведь с его помощью замеряю показатели:
- Силу тока (переменного).
- Напряжения участка цепи.
- Индуктивность катушки.
- Емкость конденсатора.
- Сопротивление проводника.
- Частоту колебаний.
- Параметры постоянного тока.
- Температуру нагрева.
Самое простое применение – «прозвонить» цепь с целью определить ее целостность. Это необходимо, например, когда требуется выявить участок с дефектом, чтобы потом произвести ремонт. Кроме того, мультиметр – устройство, позволяющее без отключения определить момент появления электрического тока. Как только он возник, подается звуковой или световой сигнал, что облегчает работу и делает ее безопасной.
Цифровые модели способны генерировать тестовые импульсы или гармонические сигналы, что дает возможность проверять работоспособность диодов, а также транзисторов. Выявляется полярность, целостность конструкции и т.д. Есть модификации:
- С предустановленной защитой контактов, срабатывающей в случае, если при измерении сопротивления произойдет незапланированная подача электричества.
- Имеющие плавкие вставки на случай, если пользователь неверно выбрал режим. Предохранитель перегорает, но прибор остается рабочим после его замены.
- Способные автоматически выключаться при нештатной ситуации или в случае, если устройство длительное время остается невостребованным.
- Имеющие подсвечиваемый дисплей. Есть ночные режимы, световая индикация, обычная диодная подсветка, что позволяет работать в условиях ограниченной видивости.
- Подающие сигнал при перегрузке батареи, блока питания, рабочих узлов без отключения.
- Обладающие возможностью сохранять и запоминать результаты замеров, которые потребуются для обработки полученных данных.
Некоторые модели предназначены для ручной установки пределов измерений. Как пользоваться мультиметром и перечень функциональных возможностей указано в мануале, идущем в комплекте с тестером. Удобней, если это сертифицированный товар, и инструкция написана на русском языке. Однако и без мануала можно разобраться в основных функциях прибора. На корпусе есть все необходимые надписи, стандартные символьные обозначения.
Этапы процедуры
Нужно в первую очередь сделать следующее:
- настроить делитель, который и определяет исходное VREF, для этого вам потребуется потенциометр VR1;
- переключите мультиметр на деление 200мВ для измерения постоянного тока;
- используйте вольтметр, точность которого известна, подайте на вход нужное напряжение. Чем ближе оно к указанной точке диапазона, тем лучше: например, подойдет напряжение 190мВ;
- после этого можно настраивать показания мультиметра. Если вы меняете полярность, прибор должен реагировать и выдавать соответствующий знак.
Кроме этого, проверяется работа устройства и в других диапазонах. Если он исправен, расхождений не появится. Для того чтобы проконтролировать показатели, можно произвести повторное измерение напряжения, используя 36 вывод АЦП.
В этом случае напряжение должно составить 100 мВ. Однако не стоит ожидать высокой точности прибора. Дело в том, что часто производители устанавливают однооборотные потенциометры с сопротивлением 20 кОм, в результате чего не удается получить высокоточных показаний устройства.
Резистор переменный VR2 применяется для калибровки мультиметра при работе с переменным напряжением тока. Потребуется установить мультиметр в тот же диапазон, что использовался ранее – 200 мВ, но напряжение уже следует давать переменное.
На выход подают 190 мВ, частота должна составлять 100 Гц. Оцените полученные данные и настройте показания мультиметра, стараясь приблизить их к максимально точным.
Измеритель емкости настраивается при помощи переменного резистора VR3, но для этого нужен эталонный конденсатор. Благодаря ему удается измерить коэффициент усилия. Выходное напряжение мультиметра в этом случае будет прямо пропорциональным величине емкости, подвергнутой измерению; измерять требуется, используя АЦП.
Как проверить мультиметром генератор на машине
Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.
- Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
- Подключаете мультиметр к аккумулятору.
- Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
- После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.
И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.
Способы проверки
Симисторы могут быть высоковольтными (силовыми). Такие используются на распределительных участках. Слаботочные радиоэлементы предназначены для впайки в платы. Существует 4 способа проверки:
- Цифровым мультиметром.
- На стенде.
- С помощью батарейки-лампочки.
- Тиристорным тестером.
Самый простой и доступный способ — это проверка мультиметром, так как этот прибор есть у каждого радиолюбителя. Сначала следует заняться распиновкой контактов. Цоколевку современных радиоэлементов можно отыскать в интернете. У симистора наименование контактов условное. Анод или катод может быть основным выводом или управляющим электродом. Для определения цоколевки деталей необходимо:
- На листе бумаге начертить вид сверху элемента с тремя выводами.
- Мультиметр установить в режим прозвонки. Подвести щупы к паре контактов. Симистор находится в закрытом состоянии, соответственно анод и катод не должны прозваниваться.
- Поменять полярность щупов. Сигнал при этом должен отсутствовать.
- Определив нужную пару выводов, их надо подписать на схеме буквами «А» и «К».
- После определения анода и катода третьим выводом будет управляющий электрод. Подписать его следует как «У».
- На корпусе поставить точку маркером или корректором, чтобы случайно не перепутать, где верх, а где низ.
Имея цоколевку, проверить симистор мультиметром не составит большого труда. Если деталь уже эксплуатировалась или хранилась в нерабочем состоянии, ее необходимо подготовить. Ведь силовые выводы могли окислиться. Из-за этого измерения будут неточными. Поэтому выводы надо почистить перед тем, как прозвонить симистор мультиметром.
Проверка радиоэлемента осуществляется в такой последовательности:
- Проверить на пробивание p-n переход. Щупы мультиметра следует приложить к силовым выводам. Если симистор исправен, на табло прибора должна высветиться 1. Ноль свидетельствует о пробитии перехода. На некоторых тестерах цифры могут заменяться буквами, например, OL обозначают большое сопротивление, что также свидетельствует о исправности радиоэлемента. В нерабочем состоянии симистор закрыт, поэтому сопротивление p-n перехода большое и сигнал не проходит. Соответственно переход не пробит.
- Проверить управляющий электрод. Тестер надо переключить на режим измерения сопротивления (диапазон до 2 тыс. Ом). Приложить щупы прибора к управляющему электроду и катоду. На табло должно появиться около 500 Ом. В разных моделях симистора это значение может меняться на 100–300 единиц. Затем щупы надо приложить к аноду и управляющему электроду. На табло должна появиться «1». У исправного элемента эти контакты не должны прозваниваться.
- Проверить открытие p-n перехода. Щупы поместить на силовые контакты, подать номинальное напряжение. Если на табло появится «0», значит, симистор открывается. Эту процедуру необходимо делать быстро. Кратковременное номинальное напряжение не может выработать достаточное количество тока, чтобы долго держать переход в открытом состоянии.
Последнюю проверку следуют проводить только в особых случаях, когда нельзя перепаивать радиодетали по несколько раз. Для стандартных ситуаций это делать не обязательно. Для удобства проверки радиодеталей кончики щупов тестера рекомендуется заточить.
Ошибка №9 – Замер сопротивления
Очень часто при помощи мультиметра нам нужно узнать какое сопротивление имеет тот или иной элемент схемы, участок цепи или какой-то прибор. Делается это в режиме замера сопротивления (Ом, милиОм, микроОм и т.д.).
При таком замере никогда не касайтесь кончиков щупов голыми руками!
Наше тело имеет собственное сопротивление (доходит до 10кОм), и оно в этом случае будет вносить погрешность в результаты замеров.
То же самое относится к замерам сопротивления внутри схем, без выпаивания элементов. Сопротивление соседних деталей может существенно исказить данные.
Также погрешность может давать сам дешевый прибор и его тонюсенькие провода с щупами. Это случается при замерах с маленькими сопротивлениями.
Вот например, результаты тестирования сопротивления малой величины (3 Ом) хорошим мультиметром.
А вот это результат того же сопротивления на дешевом DT830B.
Чтобы получить более точный результат на дешевых моделях, всегда перед замером соединяйте провода щупов между собой и смотрите показания на табло.
Именно эти цифры вам придется отнять при последующих измерениях с другими деталями и элементами цепи.
Классификация батареек
Портативные источники питания различают по форме, размеру, наполнению и принципу действия.
Первичные и вторичные элементы питания
Первичные батареи, или гальванические элементы, подлежат однократному использованию. Вторичные, аккумуляторные батареи, можно возвращать в работу многократно с помощью зарядного устройства. Они стоят, соответственно, дороже, но это с лихвой окупается количеством циклов перезарядки. На аккумуляторах присутствует надпись Rechargeable.
Виды батареек по наполнению
Батареи различают в зависимости от состава электролита и активного металла, применяющегося в конструкции:
- литиевые – это самые легкие, емкие и дорогие энергоносители, имеют самый большой срок годности;
- батарейки, выполненные с применением серебра, долго работают с большой нагрузкой, стоят дорого;
- самые популярные элементы — алкалиновые (щелочные), могут работать в широком диапазоне температур и при больших нагрузках, но достаточно быстро разряжаются;
- угольно-цинковые, «солевые» – самые доступные, быстро выходят из строя и плохо переносят холод;
- характеристики хлоридно-цинковых батареек аналогичны «солевым», но имеют большую емкость.
Как проверить АКБ
Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.
Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.
Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?
Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.
Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».
Использование прибора в автомобилях
Как пользоваться мультиметром в автомобиле? В данном случае наиболее востребованными функциями являются прозвон и вольтметр. Наиболее распространенным является DT-832 мультиметр. Как пользоваться им, мы рассмотрим далее.
Число 832 говорит о том, что прибор оснащен звуковой индикацией. Эксплуатироваться должен при диапазоне температур 0-40 °С. Работает от батарейки типа «Крона». С его помощью можно измерять силу постоянного тока до 10 А, переменного напряжения — до 750 В, постоянного — до 1000 В, сопротивления — до 2000 кОм, исправность транзисторов и диодов.
В гнездо «СОМ» вставляется черный щуп, два вышерасположенных предназначены для красной разновидности. Сила тока может определяться под дополнительное оборудование для автомобиля. В сети 220 В измерить данный показатель не получится.
Выбирать автомобильный мультиметр следует, исходя из следующих положений:
- лучше, если модель будет оснащена звуковым оповещением;
- выбирать нужно такой прибор, у которого есть плавкий предохранитель, который может быть заменен в случае ошибочного действия, совершенного пользователем;
- корпус должен быть прорезиненным.
Помимо рассмотренного мультиметра, в автомобилях можно использовать и другие подобные приборы. Наиболее компактным, имеющим небольшие размеры, совпадающие с двумя спичечными коробками, является мультиметр DT-182. Как пользоваться им? Точно так же. Он предназначен для измерения сопротивления, напряжения и силы тока. Также ним можно протестировать транзисторы, диоды и батарейки прозвонить соединения. Данное устройство работает от мизинчиковой батарейки типа 23А, имеющей напряжение 12 В. Данное обстоятельство является отрицательным, поскольку этот элемент питания достаточно быстро выходит из строя. Однако в мультиметр встроена функция предупреждения о том, что заряд батареи подходит к концу.
Данное устройство имеет следующие диапазоны:
- 200 мВ-500 В — для постоянного напряжения;
- 200-500 В — для переменного напряжения;
- 200 Ом-2000 кОм — для сопротивления;
- 200 мкА-200 мА — для постоянного тока;
- 1,5-9 В — для тестирования батареек.
Он не защищен от повреждений во время подачи напряжения при измерении сопротивления. Токопроводящий слой на низкоомных резисторах выгорает, что делает неизвестными номиналы микроамперметра и омметра. Также из строя может выйти ИМС АЦП. В этом случае прибор легче утилизировать, чем пытаться отремонтировать. Однако ремонт может осуществляться по схеме, которую можно нарисовать самостоятельно после снятия задней крышки прибора. При этом на листе нужно указать номиналы, после чего следует его прикрепить к задней крышке мультиметра и использовать по мере надобности.
Основные выводы
Проверить светодиоды мультиметром несложно, если имеется понимание принципа их работы. Основная задача — подготовка условий, доработка щупов или изготовление специальных контактов. Важную роль играет правильная полярность, изменение которой не позволит светиться даже исправному элементу. Процесс не занимает много времени, дольше длится подготовка, демонтаж или разборка устройств. Общий принцип состоит в подаче на проблемный элемент соответствующего напряжения, от которого он должен загореться, если он находится в рабочем состоянии. Если же свечение не наблюдается даже при смене полярности, значит, светодиод (или участок ленты) неисправен и подлежит замене.
Читать также: Чистые технологические схемы предполагают
Проверка светодиода мультиметром является наиболее простым и правильным способом определения его работоспособности. Цифровой мультиметр (тестер) – это многофункциональный измерительный прибор, возможности которого отражены в позициях переключателя на передней панели. На работоспособность светодиоды проверяются при помощи функций, присутствующих в любом тестере. Методы проверки рассмотрим на примере цифрового мультиметра DT9208A. Но сначала немного затронем тему причин неисправности новых и выхода из строя старых светоизлучающих диодов.